О Храме

Православный Храм в честь Преображения Господня в Спас-Темне Чеховского благочиния Подольской епархии Московской митрополии Русской православной церкви

Престолы: Преображения Господня (главный)

Престольный праздник: Преображения Господня (19 августа)

Приделы: свт. Иоанна Новгородского (северный придел, 20 сентября), Владимирской иконы Божией Матери (южный придел, 3 июня, 8 сентября, 6 июля)

  • Адрес: Россия, 142300, Московская обл., Чеховский район, с. Спас-Темня, д. 44
  • Тел.: +7 (926) 822-21-52
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-картаВпервые селение Темна упоминается в духовной грамоте московского князя Иоанна Калиты в 1328 году. После его смерти в 1340 году оно перешло в удел первого серпуховского князя Андрея Ивановича. Погост Спас-Темня являлся центром всего стана на левом берегу Нары.

Здесь стояла деревянная церковь в честь Спаса Преображения. В дозорной и описной книге церквей и земель 1620 года записано: «В Теминском стану погост Спасский на реке Наре, а на погосте церковь Преображения Спасова древяна клецки, строение церковное приходских людей».

Нижнее течение реки Нары – это часть древней Серпуховской земли. Не смотря на кажущуюся отдалённость это место исстари было густо заселено. Все окрестные села и деревни входили в состав Теменского стана Серпуховского уезда. На территории было разбросано несколько погостов, во круг которых группировались селения: погост Михаила архангела на Юшкове (Нехорошево), Иоанна Предтечи на Ивановой горе, Рождественский в Телятьеве и другие. Центром всего стана являлся погост Спас Темня, расположенный на высоком берегу реки Нары. Спас Темня это и есть древний город Темна.

Первое упоминание о нём, мы встречаем в духовной грамоте Московского князя Ивана Даниловича ,прозванного Калитою. Отправляясь в 1328 году(по другим данным 1336 году) в Золотую Орду, и не зная вернётся ли от туда живым, Калита написал “Душевную грамоту” в которой завещал своему сыну Андрею :” Я се дал есмь сыну своему Андрею Лопастну, Северску, Нарунижьское, Серпухов, Нивну, Темну…”

Древний город Темня был форпостом, охранявшим московскую землю от набегов татар. С одной стороны его защищала полноводная река Нара, с другой речка Теменка. В дозорной книге церквей и земель 1620 года о Темне сказано:“ В Теменском стану погост Спаский на реке Наре, а на погосте церковь Преображения Спасова деревянна клёцки, строение церковное приходских людей …”

В Темне жили представители светской и церковной властей, сюда съезжались крестьяне с окрестных селений на торг и по своим мирским делам. Крестьяне Темны были освобождены от крепостной зависимости, так как являлись “государевыми” . 
 24 мая 1736 года отставной солдат лейб-гвардии Преображенского полка Никита Карпович Козлов подал прошение “ …вышепоказанным приходская церковь Преображения Господня, что в Теменском стану, въ селе Спаскомъ на реке Нара имеется деревянная и весьма обветшала, и служить въ ней не возможно; того ради желаю ныне и, вместо оной ветхой деревянной, построить вновь каменную церковь во имя того жъ храма Преображения Господня и просить о строении церкви дать указ “

И церковь была возведена. Спустя время были пристроены два придела : Северный в честь Владимирской иконы божьей матери, и Южный святителя Иоанна Новгородского. Тем самым деревенская церковь превратилась в изумляющий своей красотой храм. Также отстроили колокольню, звон колоколов с которой разносился на многие и многие километры от храма. К сожалению немногое сохранилось до наших дней, время не пощадило не внутреннее убранство, ни внешний облик храма. Частично сохранилось и кладбище во круг храма. Здесь, среди «Византийских» гранитных памятников, есть надгробия XVIII-XIX веков. Церковь и её ограда напоминают нам о суровую и героическую жизнь жителей древней Серпуховской земли.

В 1846 году, придел 1760-х годов и трапезная были разобраны до основания, а затем сложены вновь выше и обширнее, в результате появились ампирные приделы в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя святителя Иоанна Новгородского.

В 1882 году была возведена трехъярусная колокольня.

В 1962 года храм закрыли для верующих и использовался в качестве склада. Было утрачено внутреннее убранство, поврежден внешний облик. Частично сохранилось старинное кладбище вокруг храма.

В 2002 году здание храма в сильно разрушенном состоянии было передано православно общине, началась его реставрация.

Архитектура

Преображенская церковь типа «восьмерик на четверике» — памятник серпуховской «школы» зодчества, причём занимающий в её развитии исключительное место. Обработка фасадов ограничена лопатками на гранях апсиды и восьмерика, простым кирпичным карнизом и прямоугольными окнами в плоских рамочных наличниках. Кирпичная кладка, превратившаяся здесь в основное средство художественной выразительности, никогда не знала ни штукатурки, ни побелки. Ее правильные крестовые ряды с тщательно зачеканенными швами своей мозаикой убеждают, что чистая плоскость кирпичной стены сама по себе монументальна и выразительна.

Позднее старая часть церкви претерпела некоторые изменения, в частности надложенная апсида сравнялась с четвериком, растёсаны порталы и окна, барабан завершила новая фигурная глава.

Настоятели

Использованные материалы

https://www.rusroads.com/place/19068-hram-spasa-preobrazheniya?ysclid=m62jvv5xcp300831744